Битвы 11 – 17 веков Северная война 1700-1721 гг . Полтавская битва Отечественная война 1812 г. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918 гг. Бои на реке Халхин-Гол 1938-1939 гг. Советско-финляндская или Зимняя война 1939-40 гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Война в Афганистане 1979-1989 гг. Российско-чеченский конфликт

Первая мировая война 1914-1918 гг.
(герои - уроженцы Новгородской области)

Анисимов Александр Фролович

Анисимов Александр Фролович Место рождения:
Шимск

Участвовал в войнах:
Первая мировая война 1914-1918 гг.

Награжден:

Родился 16 (28) ноября (по другим данным – 16 (28) июля) 1897 года в деревне Взъезды ныне Шимского (или Солецкого) района Новгородской области. В 1912 окончил четырёхклассное городское училище в Новгороде. Работал шофёром-механиком.  В армии с 1914. В 1915 окончил моторный класс при Политехническом институте в Петрограде.   Участник первой мировой войны: в феврале 1915-октябре 1916 – моторист 4-го истребительного отряда, старший унтер-офицер. Участник Октябрьской революции 1917. В РККА с 1918. Участник гражданской войны: в мае 1918-1919 – старший авиамоторист 5-го Социалистического авиаотряда (Восточный фронт), воевал с белочехами; в 1919-ноябре 1920 – авиамоторист 1-го Петроградского авиаотряда, воевал против Юденича и белополяков. В 1922 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1923 – Качинскую ВАШЛ и Московскую высшую авиашколу, в 1924 – Серпуховскую авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС.
С июля 1928 по 1933 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (с июня 1931 – командир отряда). Участвовал в испытаниях И-4, И-5 и других самолётов. Участвовал в первом полёте (3.12.1931) и испытаниях «Звена-1» (на истребителе И-4).
Самый близкий друг В.П.Чкалова, ас пилотажа. Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто.
С 1933 – лётчик-испытатель Остехбюро П.И.Гроховского. Провёл ряд сбросов различных объектов с ТБ-1, испытания автопилота АВП-3 конструкции Тимофеева-Лусисса.
Погиб 11 октября 1933 года при выполнении показательного полёта на самолёте И-5.
...Анисимов на самолете И-5 демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей. В этот день Анисимов должен был завершить работу с кинооператорами…
«Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом. Чкалов хотел, было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием закричал:
- Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.
Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз. Чкалов бежал, ничего не видя, кроме И-5, падающего вверх колесами.
- Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя, кричал Валерий.
Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.» [1]
Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение.
После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.
Коллега Анисимова - летчик-испытатель Остехбюро М.Н.Каминский рассказал другую версию катастрофы.  Группа кинематографистов из Франции уже заканчивала съемки для документального фильма «Авиатор». «Анисимов неожиданно для всех, кто знал программу съемок, заходя на посадку, повел истребитель в «мертвую петлю» и завершил ее в нескольких метрах от земли. Издали казалось, что истребитель коснулся брюхом травы. Но этого было мало летчику, и он без перерыва выписал петлю второй раз и пошел на третью.
И когда И-5 выходил из третьей петли на высоте стригущего траву полета, линию выхода пересек рулящий по земле самолет-разведчик. Никто не заметил, когда прилетел и сел на аэродром этот злосчастный самолет. Столкновение казалось неотвратимым. Анисимов, находясь под острым углом к земле, сумел оценить ситуацию и отвернул истребитель, толкнув педаль ножного управления. Аэродинамика машины ухудшилась, тонкий ювелирный расчет выхода оказался нарушенным, и высоты не хватило. В стороне от рулившего самолета-разведчика истребитель Анисимова коснулся земли, перевернулся через винт, и земля будто выстрелила обломками изуродованной крылатой машины»
Источники:
http://www.testpilot.ru/memo/30/anisimov.htm

...Александр Фролович Анисимов — самый близкий друг Валерия Павловича — возглавлял истребительную группу НИИ ВВС. Этого плотного, выше среднего роста человека с добродушным лицом любили все. И хотя он был значительно выше нас по воинскому званию и занимаемой должности, мы запросто называли его Сашей. Летным искусством Анисимова восхищался даже Чкалов. Он был действительно непревзойденным мастером техники пилотирования. Летал легко, непринужденно, фигуры высшего пилотажа выполнял исключительно чисто. Чкалов старался подражать Анисимову, стремился освоить его приемы, но преуспеть в этом так и не смог. Не давалась ему анисимовская плавность, нежность полета. Характер был, видать, круче.
Не раз друзья допытывались у Александра Фроловича:
— Вот, скажем, иммельман, как ты начинаешь выполнять его на И-5?
— Да обыкновенно, — с улыбкой отвечал Саша. Он вытягивал горизонтально правую руку и, имитируя голосом рокот набирающего обороты мотора, пояснял: — Разгоняем такую скорость, какую может дать самолет в горизонтальном полете. — Голос его крепчал, рокотание резко усиливалось, словно двигатель перешел на режим максимальной мощности. — Затем — дзынь! — Рука быстро и круто загибалась вверх, и ладонь заворачивалась в обратную сторону. — И иммельман готов.
Большего от него нельзя было добиться. Некоторые мало знавшие Сашу ребята утверждали даже, что он-де боится конкурентов и, стараясь скрыть свои секреты, простачком прикидывается. Чепуху они, конечно, говорили. 
Просто Александр Фролович не умел передавать другим тонкости своего летного мастерства. А может быть, он и сам их не замечал.
Александр Анисимов был, как говорится, рожден для полетов. Валерий Чкалов — тоже. Но каждый из них обладал только ему присущим летным почерком, блестящими, неповторимыми способностями.
Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/stefanovsky/index.html

Источники:
1. «Чкалов». ЖЗЛ. / Г. Байдуков, Москва, «Молодая Гвардия», 1991 /
2. «История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.» / В.Б.Шавров, 4-е изд., Машиностроение,1994 /
3. Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968/
4. Биография, составленная А.А.Симоновым
5. Дневники 1932–1947 / Л.К.Бронтман, Журнал «Самиздат», 2004 /
6. Небо помнит / В.Б.Казаков, М., «Молодая гвардия», 1988 /